"Его величество конфликт". Методическая разработка развивающего занятия с педагогами

 

Педагог-психолог

МБДОУ "Детский сад №180 «Журавлик»

г. Чебоксары Чувашской Республики

Лапташкина Оксана Александровна

 

Занятие апробировано с педагогами-психологами на

II республиканском Летнем фестивале практической психологии

по теме «Коррекционно-развивающие возможности театра и кино в работе педагога-психолога с детьми и взрослыми»

 

Цель – профилактика конфликтов в детском саду с помощью социальной сказки «Его величество Конфликт» и мультфильма «Конфликт».

 Задачи:

1. Дать представление о конфликте

2. Выявить собственный стиль, характерный для поведения в конфликте

3. Создать условия для развития способности успешно действовать в конфликтных ситуациях и конфликтах.

Оборудование и материалы:  мультфильм «Конфликт» (режиссёр Гарри Бардин, 1983 г.); мяч; карточки с неконструктивными утверждениями; бланки с тестом «30 пословиц»; карточки с буквами; бланки анкеты для обратной связи «Мишень»; буклеты «Его величество Конфликт».

Ход занятия

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть. Разрешите мне пригласить вас в социальную сказку. А попасть в сказку нам помогут наши верные помощники – это наши внутренние силы. Выберите ту карту, которая вам нравится, и прочитайте о той силе, которая вам сегодня будет помогать в решении тех или иных ситуаций. Друзья, вы согласны с той картой, которую выбрали? У вас есть данная сила? (Участники высказываются по желанию).

В любом государстве, в любой стране, в любой сказке существуют свои правила, которые нам необходимо соблюдать. Предлагаю следующие правила:

  • не перебивать друг друга;
  • говорить «здесь и сейчас»;
  • принимать активное участие в обсуждениях и в выполнении заданий;
  • с уважением относиться к участникам встречи.

Согласны с правилами? Или, может быть, ещё что-то добавим? (Участники высказываются по желанию).

Теперь, мы готовы отправиться в социальную сказку. Для этого я  приглашаю вас посмотреть один сильный, мудрый мультфильм, снятый в старые, добрые времена, а точнее в 1983 году. (Участники смотрят мультфильм «Конфликт»).

В какую же социальную сказку мы с вами попали? Да, сегодня, мы с вами говорим о конфликте. И наша сказка называется «Его величество Конфликт». Многие из нас не только слышали это слово, но и участвовали в различных конфликтах. Не так ли?

Давайте дадим определение слову «конфликт». А начнем мы вот с чего (упражнение «Ассоциации»). Я бросаю мяч одному из вас, и, например, спрашиваю: если конфликт – это одежда, то какая? Участник, который поймал мяч, отвечает, и бросает мяч обратно мне. Задание понятно? Тогда приступаем. (Педагог-психолог спрашивает всех участников).

Варианты вопросов:

Если конфликт – это время года, то какое?

Если конфликт – это дерево, то какое?

Если конфликт – это цветок, то какой?

Если конфликт – это имя прилагательное, то какое?

Если конфликт – это глагол, то какой?

Если конфликт – это время суток, то какое?

Если конфликт – это день недели, то какой?

Если конфликт – это цвет, то какой?

Если конфликт – это настроение, то какое?

Если конфликт – это фрукт, то какой?

Если конфликт – это транспорт, то какой?

Если конфликт – это вид спорта, то какой?

Если конфликт – это коробка спичек, то какая?

Если конфликт – это мультфильм, то какой?

Да, очень необычные, разнообразные определения конфликта у нас получились. Коллеги, скажите, пожалуйста, что вы сейчас чувствуете? Было ли тяжёлым это задание или наоборот, лёгким? (Участники высказываются по желанию).

Если мы заглянем в толковый словарь, то прочитаем следующее: слово, «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». А с точки зрения психологии понятие «конфликт» – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов разных людей.

Зачастую конфликт происходит между людьми, один из которых неверно преподносит информацию, а другой слышит то, что хочет слышать, или может быть выбрано неудачное время для разговора или действия и т.д. Предлагаю вам отследить точку возникновения конфликта.

Для этого вы разбиваетесь на пары. Готовы? Отлично! Тогда начинаем (упражнение «Варианты общения»). Оба участника в паре говорят одновременно («синхронный разговор»), например, на тему «Погода» (15 сек.) Стоп!

А сейчас один участник из пары высказывается на тему «Я люблю отдыхать так», другой в это время полностью его игнорирует («игнорирование», 30 сек.). Поменяйтесь ролями, пожалуйста.

А теперь сядьте спинами друг к другу («спина к спине»). Один участник высказывается по поводу мультфильма «Конфликт»,  другой в это время слушает его (30 сек.) Поменяйтесь ролями.

Теперь один участник говорит на тему, важную для него, а другой внимательно слушает его, всем своим видом выражая искреннюю заинтересованность в общении («активное слушание», 1 мин.) Поменяйтесь ролями.

Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями. Как вы ощущали себя во время проведения первых трёх упражнений? Что мешало вам чувствовать себя комфортно? Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? (участники высказываются по желанию).

Для предупреждения конфликта важно использовать «Я-утверждение». Такое утверждение улучшает взаимоотношения. А вот «Ты-утверждение» подрывает их и ведёт к углублению конфликта. Используя «Я-утверждение», мы концентрируем своё внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации, при этом мы не предъявляем обвинение и не осуждаем других людей.

Предлагаю поработать с неконструктивными установками в общении с другими людьми. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: «Ты должен…», «Это твоя обязанность…», «С тобой невозможно разговаривать…», «Ты безответственный человек» и т.п.

Выберите, пожалуйста, карточки с высказываниями, ваша задача перефразировать неконструктивное утверждение в конструктивное (см. приложение 1). Например:

«Ты должен принести мне книгу» – «Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу».

«Он должен заботиться обо мне» – «Мне хочется, чтобы он заботился обо мне».

«Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!» – «Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны».

«Ты должна была предвидеть возможные трудности» – «Мне хотелось, чтобы ты предвидела возможные трудности».

«Меня заставили» – «Я не сумел отказаться».

«Он – упрямый осёл» – «Я не смог убедить его».

«Он меня унизил» – «Мне было неприятно».

«Прекрати меня злить!» – «Я начинаю злиться».

«Ты должна мне дать программу, книгу» – «Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу».

Друзья, поделитесь впечатлениями, сложно ли было перефразировать? Какие чувства вы испытываете сейчас? (желающие делятся впечатлениями).

Но, несмотря на все наши старания, бывает, что случается конфликт – столкновение. Каждый из нас в конфликте использует определённую стратегию поведения. Хотите узнать, какую стратегию используете вы?

Предлагаю вам выполнить тест «30 пословиц» (см. приложение 2). Инструкция следующая: оцените каждое суждение по 5-ти балльной шкале. 5-4 – соответствует вашему мнению, 2-1 – не соответствует вашему мнению.

 Согласны ли вы с тем, что у вас получилось? Можете озвучить, к какому типу людей вы относитесь?

Каждый тип людей соответствует типу стратегии поведения в конфликте, а именно (см. приложение 3):

1. Соперничество«акулы» – это открытая борьба за свои интересы. Данная стратегия используется тогда, когда человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом.

2. Сотрудничество«совы» – это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведёт к успеху в делах и личной жизни, так как в процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех.

3. Компромисс «лисы» – это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна тогда, когда обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременно их желания невыполнимы (например, желание занять одну и туже должность).

4. Избегание«черепашки» – это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своём, но и не уступая своего. Данную стратегию рекомендуется использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьёзных оснований для продолжения контактов.

5. Приспособление«медвежата» – представляет собой тенденцию к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами. Если нужда другого человека окажется более важной, чем ваша, а переживания – сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.

Коллеги, согласны со стратегией, которую вы используете в конфликтах? (участники высказываются по желанию).

Хочу отметить, что ни одна стратегия поведения в конфликте не может считаться лучшей, поэтому важно научиться эффективно использовать каждую из них, учитывая индивидуально-психологические особенности вашего собеседника, а также обстоятельства и ситуацию.

Приглашаю вас потренировать умение конструктивно взаимодействовать с другими людьми (игра «Молекулы»).

Представьте себе, что все вы – атомы. Атомы беспорядочно перемещаются. По моей команде вы объединяетесь в молекулы. По команде: «Молекулы по два!» нужно объединиться в пары; «Молекулы по три!» – в тройки и т.д. Но помните, что молекулы должны быть всё время разные.

Прекрасно! У вас хорошо получалось объединяться в молекулы. Скажите, пожалуйста, вам понравилось? Что было сложным в этом упражнении? А что было лёгким в этом упражнении? Что вы чувствуете? (участники высказываются по желанию).

Идём дальше. Для следующего упражнения нужны 8 участников (упражнение «Соберём слово»). (На отдельных листах бумаги написаны буквы из слова «каникулы»). Вы выбираете по одной букве, ваша задача составить слова, завершая рифмы. Напоминаю, что слова составляем, вставая в шеренгу слева направо. Сейчас нужна слаженность и умение без слов договариваться в команде из восьми человек. Задание понятно?

 

Сделать ярче ногти как?

Выбрать самый яркий… (Лак)

 

К Интернету кто привык,

Между делом ставит… (Клик)

 

Лучший фильм мне подскажи-ка!

Премия зовётся… (Ника)

 

Где живёт злой крокодил?

В Африке есть речка…(Нил)

 

Любой художник тем велик,

Что пишет вдохновенно… (Лик)

 

Сумки собрали, пакуем баулы,

В Азию едем на отдых в… (Аулы)

 

Забыты тетради, учебники, циркули.

Радость всем детям подарят… (Каникулы)

 

Здорово получилось! Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями (участники высказываются по желанию).

Коллеги, наша встреча подходит к завершению и хотелось бы узнать, оказалось ли полезным для вас занятие по профилактике конфликта в форме социальной сказки с использованием мультфильма? Каковы ваши ощущения и чувства? Будете ли вы использовать полученные знания и опыт в жизни? (участники высказываются по желанию).

Благодарю вас за активную работу, искренность, открытость. Помните, что конфликт легче предупредить, чем лечить. Старайтесь делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что люди лучше принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям и конфликтам. Существенно снизит вероятность возникновения конфликта уважительная манера разговора и умение слушать собеседника.

Уважаемые участники, прошу вас оценить нашу встречу, заполнив бланк «Мишень» (см. приложение 4). Для этого вам нужно «стрельнуть» в мишень четыре раза – по одному в каждый сектор, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка должна соответствовать вашей оценке результатов взаимодействия. Оценка осуществляется по 10-ти бальной шкале. Спасибо!

И последний штрих к нашей встрече. Завершаем нашу сказку тем, что каждый по очереди выскажет пожелание своему соседу справа на этот день, на этот год или на всю жизнь (участники высказывают пожелание соседу справа). А теперь выскажем пожелание соседу слева (участники высказывают пожелание соседу слева). Давайте поаплодируем себе!

Свои пожелания вам я выразила в виде буклета под названием «Его величество Конфликт». Спасибо всем за работу! Удачного дня!

  

Список использованной литературы

1. Авидон, И.Ю., Гончукова, О. Тренинги взаимодействия в конфликте: материалы для подготовки и проведения / И.Ю. Авидон, О. Гончукова. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.

2. Агеева, И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы / И.А. Агеева. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Набор психологических карт «Сокровищница жизненных сил» / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2012.

4. Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.

5. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2007. – 560 с.

6. Фопель, К. Групповая сплоченность / К. Фопель. – М.: Генезис, 2011. – 336 с.

8. Тренинг для учителей «Конфликты и способы решения» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/627689/, свободный. – Загл. с экрана.

9. Мультфильм «Конфликт» [видеозапись]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=n_gfsYwrtkk.

 

Скачать конспект занятия с иллюстрацией и приложениями

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить