Психология толерантного общения в диалоге «учитель-учащийся»

Ефимова Н.Н. -

педагог-психолог МАОУ "Лицей №3" г. Чебоксары, 

кандидат психологических наук,

член Чувашского регионального отделения ФПОР


Для гуманистически ориентированной личности успешным, конструктивным является  только такой диалог, в котором признается ценность всех его участников, то есть исключается манипулирование личностью другого (открытое или скрытое, осознанное или неосознанное), а также обесценивание себя самого.

Ценностное отношение к личности тесно связано с толерантностью, то есть терпимостью по отношению к взглядам, предпочтениям, образу жизни, индивидуальным особенностям других людей (см. подробнее о понятии «толерантность» в [1]). Толерантность проявляется в разных сферах социальных взаимодействий: этнических, религиозных, политических, отношений между поколениями, между мужчинами и женщинами, между представителями разных социальных слоев населения и т.д.  Профессиональное общение педагога с учениками и воспитанниками предполагает проявление так называемой педагогической толерантности  - терпеливого отношения к поведению, обусловленному трудностями процесса усвоения знаний, социальных норм, ценностей.

Проявление нетерпимости в отношении к другим называется интолерантностью. Это качество в ситуациях общения предстает в виде реакций раздражительности, агрессии, а иногда «холодного» игнорирования собеседника.

Подлинная толерантность как качество личности предполагает осознавание границ терпимости к поведению другого человека. Это необходимо в тех случаях, когда чьи-то действия создают неудобства для окружающих, а иногда и опасность для здоровья или жизни. Известен Парадокс терпимости Платона: «Неограниченная терпимость должна привести к нетерпимости. Если быть безгранично терпимым к нетерпимым и не быть готовым защищать терпимое общество от нетерпимых, то терпимые будут разгромлены» [2, с.9].

Что такое «толерантное общение» (иначе – «коммуникативная толерантность»)? Как это конкретизируется в общении учителя с учениками, воспитателя с дошкольниками, родителя с ребенком?

Полный текст

 От автора: Статья впервые опубликована в издании коллектива авторов Андреевой Н.Н., Ефимовой Н.Н., Соловей Л.Б. "Личность педагога: психология профессиональной самореализации. Методическое пособие для работников образования . Чебоксары: Издательство Л.А. Наумова. 2006. -108 с.  Однако жизнь  показывает, что её актуальность  сохраняется.  Эту публикацию статьи на сайте посвящаю  Всемирному  Дню  толерантности.

16.11.2016