Как ребёнку помочь пережить утрату близкого человека

 

Рекомендации лауреата республиканского конкурса

«Педагог-психолог  года Чувашии – 2019»

Панченко Наталии Викторовны

Цель: научить педагогов-психологов образовательных организаций оказывать помощь обучающимся в проживании горя.

Когда я училась в 9 классе, у меня умер дедушка. В школе классный руководитель сказала: «У тебя умер дедушка? Прими мои соболезнования» и убежала на урок. Дальше я осталась наедине со своими чувствами во время урока. После этого совершенно не хотелось приходить в школу.

Часто взрослые пытают оградить ребёнка от таких сильных эмоциональных потрясений и не говорят о смерти. Либо им самим необходима помощь и поддержка. Дети чувствуют, что взрослым тяжело говорить о смерти и стараются не задавать эти вопросы, чтобы не бередить раны родителей. Но тогда возникают закономерные вопросы: А как же ребёнку пережить тяжёлую ситуацию утраты? Как справиться, что делать и как реагировать? С кем и как поговорить об этом?

В школе таким человеком должен стать педагог-психолог.

Нередки случаи, когда ребёнок приходит после выходных, когда были похороны, и на уроках начинает плакать. Чтобы в такой ситуации не растеряться, предлагаю поэтапно разобрать, как помочь такому ребёнку. Методику нельзя использовать, если ребёнок в состоянии шока (не плачет, внешне спокоен).

1 этап. Выражение эмоций. При утрате часто мы жалеем себя, думаем, как же теперь жить без этого человека. Если вы будете присоединяться к этим мыслям, то вы будете их усугублять. Поэтому не нужно проявлять жалость, важно помочь человеку выразить свои эмоции и выйти в ресурсное состояние. Не нужно ограничивать человека в выражении эмоций, например, говорить, чтобы успокоился. Можно сказать, что ближайшие полгода – год иногда будет желание плакать, не нужно себя сдерживать. Он может плакать, главное при этом не забывать про дыхание и не уходить в неконтролируемую истерику. Можно обнять человека и несколько минут последить за его дыханием, подышать вместе. Вдох носом и долгий выдох ртом. Главное, что выдох должен быть дольше, чем вдох. Если эмоции очень сильные, необходимо вернуть ребёнка в «здесь и сейчас». Вопросы: Какого цвета у меня глаза? Сколько пальцев показываю?

Когда человек немного успокоился, у него замедлился пульс, частота дыхания уменьшилась, можно начинать беседу.

2 этап. Сбор сведений об умершем. Вопросы об этом человеке. В зависимости от ответов, можно прокомментировать. Важно, чтобы этот человек вспоминался с теплотой.

Сколько ему было лет? («Он прожил хорошую жизнь»).

Есть ли у него дети, внуки? («Он жил не зря, у него есть 3 детей и 5 внуков»).

Что хорошего сделал в своей жизни? («Он любил помогать другим»).

Успел ли ребёнок попрощаться с умершим?

Был ли на похоронах?

Важно сказать, что если ребёнку хочется плакать, чтобы не сдерживал себя («Пусть слёзы катятся, салфеток много»).

3 этап. Прощание и поиск ресурса. Ребёнок должен закрыть глаза и представить этого человека.

«Закрой, пожалуйста, глаза. Представь перед собой этого человека. Скажи: «Мне тебя не хватило. Жаль, что так мало. Ты прожил хорошую жизнь. У тебя много детей и внуков». Здесь фразы могут быть разными в зависимости от того, что говорит ребёнок об умершем; от того, какие отношения были с этим человеком. Можно использовать фразы, которые проговаривает ребёнок. Например, «Он болел и мучился». Тогда можно попросить сказать: «Сейчас тебе не больно, ты с теми, кого любил, с родными и близкими».

Бывают случаи, когда ребёнок не встречался с умершим, тогда можно попросить ребёнка сказать: «Жаль, что мы с тобой не успели познакомиться» и нужно добавить семейные роли: «Ты моя бабушка, а я твоя внучка».

«Для тебя есть хорошее место в моём сердце. Когда-нибудь мы с тобой встретимся, а пока я ещё поживу. Создам свою семью. Выращу своих деток. Понянчу внуков, а если повезёт, то и правнуков. А потом мы встретимся. А пока я ещё поживу».

«В память о тебе я сделаю что-то хорошее в моей жизни». Дальше надо задать вопрос ребёнку: «Что хорошего он может сделать в память об умершем?»  Стоит пояснить, что это не должно быть что-то грандиозное или невыполнимое (изобрести лекарство от рака). Это может быть посадка дерева, исполнение желания. «Дедушка хотел, чтобы я стала юристом» трансформируем в «В память о тебе я буду помогать людям». Может быть, ребёнок будет радоваться больше, путешествовать или создаст свою семью.

4 этап. Завершающий. Нужно спросить, как себя чувствует ребёнок? Если у ребёнка остаются какие-то тревоги, о них нужно поговорить. Можно предложить умыться и попить воды. Спросите, есть ли с кем поговорить об этом? И предложите свою дальнейшую поддержку: «Ты всегда можешь прийти ко мне и поговорить».

Необходимо дождаться ровного дыхания и спокойного состояния.

В конце обычно ребёнок отмечает, что может вернуться на урок.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить