Первый открытый сказкотерапевтический фестиваль "Её Величество Сказка". Сборник статей

 

Методическая копилка. Первый открытый сказкотерапевтический фестиваль  «Eё Величество Сказка»: Сборник статей/ отв. ред. Н.А. Хохлова, Н.Н. Ефимова, О.А. Старостина,  С.А. Печурина,– Чебоксары, 2014.

 Сборник составлен на основе материалов «Первого открытого сказкотерапевтического фестиваля «Её Величество Сказка», прошедшего 27-28 марта 2014 г. в МБОУ «Центр ПМСС «Развитие» города Чебоксары.

Основной целью сборника методических статей является распространение и обмен педагогического опыта с использованием сказкотерапии, а также информационная поддержка молодых специалистов и творчески работающих педагогов Чувашской Республики.

В сборнике опубликованы авторские работы педагогов-психологов, а также воспитателей и логопедов ДОУ.

Издание адресовано педагогам-психологам ДОУ и СОШ, воспитателям, методистам, учителям-логопедам, учителям  СОШ, студентам, аспирантам.

 

Ответственные редакторы:

 Хохлова Нина Александровна – кандидат педагогических наук, директор МБОУ «Центр ПМСС «Развитие» г. Чебоксары, педагог-психолог высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования Российской Федерации, член Федерации психологов образования  России.

Старостина Ольга Александровна – педагог-психолог высшей квалификационной категории МБОУ «ЦПМСС «Развитие» г. Чебоксары, руководитель методического объединения педагогов-психологов ДОУ г. Чебоксары, член Российской арт-терапевтической ассоциации.

Ефимова Наталия Николаевна - кандидат психологических наук, педагог-психолог МАОУ "Лицей №3" г. Чебоксары, член Федерации психологов образования  России.

Печурина Светлана Андриановна, педагог-психолог I категории МБДОУ «ЦРР-детский сад №177» г.Чебоксары, МБОУ «ЦППРК «Семья» г. Чебоксары,  член Российской арт-терапевтической ассоциации, член Федерации психологов образования  России.

Обращаться за сборниками можно к составителю Печуриной С.А. по e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

Введение

КАК СКАЗКА ВРАЧЕВАТЬ НАУЧИЛАСЬ 

Жила-была Сказка. Весело ей жилось, потому что рядом всегда добрые и верные друзья были. Вместе они могли и посмеяться, и порадоваться; и страшновато им порою делалось, но всегда все хорошо заканчивалось.

И вот однажды встретила Сказка Человека.

—  Ты любишь людей — спросил он.

—   Да — ответила она. Она ведь и правда всех любила.

—  Тогда пойдем со мной, и я научу тебя помогать людям, избавлять их от болезней.

—  А подружек можно с собой взять?

— Можно — разрешил Человек. И тогда она согласилась: ведь с друзьями нигде не страшно.

Человек привел компанию в большой красивый дом. Там было много людей, и все они долго-долго слушали сказки, истории, анекдоты, притчи. Потом люди горячо заговорили о чем-то не очень понятном и стали разные ученые слова произносить.

Поняла только Сказка, что странные люди собираются из нее с подружками какой-то смысл извлекать и разные лекарства делать.

Испугалась она сначала, но не убежала: друзья рядом — стыдно, и любопытно, как этот смысл извлекать будут. Да и людям помочь хотелось, чтобы не болели они, бедные. Ведь, когда самой хорошо, хочется, чтобы и другие жили счастливо.

И началась жизнь Сказки в Сказкотерапии.

Поначалу действительно многое странным казалось. Ведь она привыкла, что, слушая сказки, все улыбаются, а здесь слушали серьезно, потом долго-долго спорили, порою даже хмурились, но, уходя от нее, все равно говорили: «Спасибо!» И то, что извлекали из нее, тоже чужим казалось, будто и не из нее вовсе.

Но потом поняла Сказка, что открыли в ней люди новый талант, и теперь она не только радовать, но и лечить может. Лечить то, что всего нужнее, — Душу человеческую!

А научившись лечить, сказки снова пошли по белу свету, продолжая рассказывать свои истории, только теперь у них для каждого есть своя, особенная...Каждая сказка неповторима.

Так что же такое Сказкотерапия? Сказкотерапия – это метод лечение сказками.  Знания испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах.

Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Некоторые думают, что сказкотерапия – это “детский” метод. В том смысле, что он адресован живому творческому созидательному открытому “детскому началу” в человеке. “Детский” в том смысле, что он ограничен по возрасту. Сказка – это “слоеный пирог”. В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже “обнюхивает” “слоеный пирог смыслов” и выбирает самый “вкусный” для себя, который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет “вечной молодости” сказок – в любом возрасте можно открыть сокровенное и волнующее.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном символический “банк жизненных ситуаций”. В процессе работы мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка. Так и к его сказочному “банку жизненных ситуаций”. Часто это позволяет найти нужное решение. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать “сказочные уроки”, отвечать на вопрос: “Чему же нас с тобой учит сказка?”, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего “банка жизненных ситуаций”.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Хочется верить, что многие родители, педагоги не просто читают детям сказки, но и совместно размышляют над ними.

Сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций. В волшебных сказках на главного героя “сыпется” много испытаний. В результате всех приключений и злоключений ребенок отвечает на вопрос: “Он становится крепче”. Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Для многих сказки связаны с волшебством. А что такое волшебство? Этот вопрос задавал себе Парацельс. волшебный мир, это невидимый духовный аналог видимой Природы. Населенный сонмами любопытных существ, называемых природными духами. Это, духи земли – гномы, духи воды – ундины, духи огня – саламандры, духи воздуха – сильфы. Духи на самом деле являются живыми созданиями. Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а невидимые эльфы могут перелететь в другое растение. Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере. Реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи и она станет мертвой. Если ребенок будет знать. Что даже в маленьком огоньке живет саламандра, захочется ему играть со спичками, безумно разбрасывая испуганных саламандр по дому? Если ребенок будет знать. Что в воздухе живут маленькие сильфы и сильфиды, приносящие хорошие сны и улыбки, неужели он станет в будущем загрязнять воздух удушливыми газами? Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка.

Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями. Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем.

Волшебство – это еще и превращения. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны…

А вот одно из самых последних определений:

«Сказка-литературный жанр, возникший из народного творчества, который характеризуется: включением ирреальных персонажей, событий и условий( пространство, время, обстоятельства) наличием многозначных символических образов и метафор, а также имеет строго определенный cсюжетный сценарий, сформированный на общей базовой интенции,, которая выстраивается в зависимости от представлений о судьбе, определяющий степень свободы героя сказки; отношение к тому или иному герою или явлению, как архетипическому.

Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи, также это безвредный метод арт-терапии.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Цели сказкотерапии: 

- психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы),

- психокоррекции (развитие креативности личности как «расширение спектра альтернативных решений),

- психотерапии (исцеление с помощью сказки)

Существуют определенные жанры, используемые в сказкотерапии по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Также имеют место и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Таким образом каждому  клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.

Но какая сказка без метафоры, ведь именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и со взрослыми.

Существуют виды сказок: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

Существует определенный алгоритм сочинения сказок по принципу Карт Проппа:

- Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

- Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

- Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).

2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить и наступила засуха»).

3. Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дому превратившись в козлика после того, как запрет нарушен)

6. Появление друга-помощника (Серый Волк, Кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, медведь ворует овес).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Даритель испытывает героя (Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень).

11. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

12. Получение волшебного средства (оно может передаваться, указываться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

13. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

14. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой — со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

15. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

16. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет — кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

17. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

18. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

19. Герою дается новый облик (частый прием — погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя  еще краше

20. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие).

21. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

22. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

23. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

24. Узнавание героя.

25. Счастливый конец.

26. Мораль, (какой вывод можно сделать из случившейся истории)

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной. Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Возможные персонажи для сказки:

Женские персонажи:

Царевна Несмеяна, Золушка, Снежная Королева, Аленушка, Баба Яга, Белочка, Старуха с разбитым корытом, Спящая Царевна, Злая Мачеха, Прекрасная Принцесса, Маленькая Разбойница, Мальвина, Федора, Фея, Серая Мышка, Лиса Патрикеевна, Заботливая Матушка, Курица-наседка, Жена Людоеда, Пушистая Кошечка, Русалочка, Старуха Шапокляк, Белоснежка, Сорока-воровка, Герда, Стрекоза, Черепаха Тортилла, Кукушка, Красная Шапочка, Мартышка.

Мужские персонажи:

Буратино, Бармалей, Илья Муромец, Король, Солдат, Винни-Пух, Карабас Барррабас, Чиполлино, Баран, Пьеро, Кот Матроскин, Попугай Кеша, Колдун, Пёс Полкан, Пятачок, Железный Дровосек, Кощей Бессмертный, Гадкий Утенок, Мальчик- с-пальчик, Людоед, Кот в сапогах, Дракон, Нигер Пэн, Страшила, Разбойник, Незнайка, Серый Волк, Старый Волшебник, Кролик, Самоделкин, Муравей, Коварный Гном.

Кроме того, персонажем может быть любая игрушка, зверь, герой мультфильма, кино или излюбленный образ из литературы.

На основе этих рекомендаций можно работать с любой сказкой и составлять сценарии собственных сказкотерапевтических занятий.

  

Список литературы:

1.Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Пратикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО "Речь", Санкт-Петербург, 2013. - 320 с.

2. В.Я. Пропп. Исторические корни Волшебной сказки.- Лабиринт.,М.,1998-480с.

3. Вачков И.В. Серия «Сказкотерапия : теория и практика». Введение в сказкотерапию, или избушка, повернись ко мне передом…- М.:Генезис,2011.-299с.

 

Печурина Светлана Андриановна, педагог-психолог

 МБДОУ «ЦРР-детский сад №177» г.Чебоксары

e-mail:pechurina.s@mail.ru

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить